Секреты ткачества

«Однажды лучшая из учениц богини Афины – Архна выткала на огромном красном гобелене историю богов. Люди со всей Греции съезжались, чтобы полюбоваться чудесным шедевром. «Даже Афина не смогла бы сделать лучше», – говорили они. Эти разговоры дошли до слуха богини, поспешившей взглянуть на работу девушки. Архна, увидев богиню, упала на колени, задрожав от страха, уж слишком она хвасталась своим твореньем. Афина доброжелательно улыбнулась ей, но, едва взглянув на гобелен, сиявший в солнечных лучах, гневно нахмурила брови и разорвала его в клочья.
Закричала Архна и бросилась бежать. Ее лучший рисунок, на который ушли годы терпеливого труда, был уничтожен в один миг. Когда Афина раскаялась в своем поступке и последовала за ткачихою в лес, то нашла ее повешенной на собственном поясе на ветке дерева. Заплакала богиня над неподвижным телом своей ученицы, и тогда оно стало уменьшаться и начало двигаться: так Архна превратилась в паука, ткущего свою паутину. «Тки, моя маленькая, – вздохнула богиня. – Отныне ты будешь делать это не ради славы, а по необходимости. И не сможешь похвастаться, бросая вызов богам». И лишь когда луч солнца падает на паутину, можно заметить, насколько она совершенно выткана».

История тканых полотен

Приведенная легенда – еще одно маленькое доказательство того, что производство самых красивых ковров в мире начали греки с римлянами в первые века нашей эры. Во время завоевания арабами Египта мусульманские ткачи развили традиции коптских мастеров, распространив это искусство на Запад. И, возможно, именно изделия магометанской Испании, проникнув в другие страны Европы, познакомили европейцев с искусством шпалерного ткачества. Может быть, поэтому во Франции и Фландрии ковры, вытканные в шпалерной технике, называли «сарацинскими», а в Германии, в районе Верхнего Рейна –
«языческими».
В западной Европе шпалерное ткачество возникло только на рубеже XI-XII веков, но широкие возможности использования шпалер обусловили их распространение в целом ряде стран.
Для их создания использовали в основном растительные волокна и шелк, беря темы из библии и книг, заимствуя фон с восточных и итальянских тканей.
Шпалерами не только украшали, но и утепляли каменные стены мрачных средневековых замков. Наиболее богатые жители ХVІ века развешивали их вместо обоев. Нередко ими перегораживали большие залы, используя в качестве раздвижных завес на кольцах. Знатные люди брали шпалеры в поездки, потому что ими можно было быстро украсить и утеплить помещение в пути. В походах шпалерами убирали шатры полководцев. При въездах владетельных особ в город вывешивали из окон и на стены домов. Во время турниров и празднеств –
на трибунах, устроенных для зрителей.
Шпалера французского производства – гобелен, вобравший в себя все технические приемы ковроделия. Он возник во Франции в 1597 году по прихоти короля Генриха IV,
пожелавшего составить конкуренцию знаменитым брюсельским шпалерам. В 1607 году он дал особые привелегии французским ткачам, работавшим в Париже и Амьене и издал указ, запрещающий ввоз иностранных шпалер.
С XV века крашеньем ковров занималась семья Гобелен, оттого ее фамилия стала обозначением коврового производства.
Ткали в этой стране ковры по картинам известных живописцев, среди них: –
«История Психеи» М. Фан Кокси старшего, серия работ П. Рубенса «Жизнь короля Давида» и другие.
Алаша

В нашей стране, с многовековыми традициями ткачества, гобелен воспринимается как современный аналог старинного безворсового ковра – алаша («пестрый», «полосатый»).
Алаша – один из наиболее простых по технике ткачества казахских ковров. Он ткался на узкоканвойном станке –
ормек, полосами шириной 30-40 см. Украшался тканым узором или вертикальными полосами белого, голубого, желтого, коричневого цветов. Затем сшивался в полотно размером 4х2 м. Иногда ткался и широкими полосами (до 2 м) с орнаментом, тогда получался – такыр килем. Существует три технических способа создания орнамента изделия: терме алаша, кежим теру, орама.
Для «терме алаша» характерна традиционная однообразная бордюрная орнаментация в виде ромбовидных фигур, с роговидными узорами по краям. Дополнительный декор по краям полос и в каймах также включает в себя орнамент «бараньих рогов». «Терме алаша» чаще трехцветные – сочетания красного с черным или синим, красного с зеленым или желтым.
Для «кежим теру» и «орама алаша» характерна гладкая плотная поверхность, они отличаются живописностью, выразительностью ритмов. Многообразие цвета и узора присутствует на каждой следующей пришивной полосе, где обязательно есть рисунок, отличный от предыдущего.
Алаша – очень нарядный, с динамичным ритмом декора, ковер, которым украшают кереге юрты, настилают на пол, подстилают под одеяла – создавая его яркостью особую атмосферу праздника.
Распространенные узоры алаша: бегущие волны, двусторонние завитки, зигзаги, ромбы с отростками, ступенчатые ромбы, треугольники. В центральном поле полотна размещали ряды квадратов с одинаковыми орнаментальными мотивами: восьмиугольники с крестовинами, в которые вписывали узор – бараньи рога и тамги племени. Расцветка – красно-малиновая (для фона), синяя, белая, желтая и коричневая (для узоров). В каймах размещали ряды зигзаговых полосок, узоры «птичий след», каблуки (знак, напоминающий символ «S»). Распределение орнаментов, чередование узких и широких полос видоизменяется в зависимости от региона, где создавалось полотно.

Переплетение веков

Орнаментальное искусство с давних пор было духовным достоянием нашего народа. Формируясь в процессе общения кочевников с природой, оно отражало их художественное мышление. В древности орнамент имел ритуальное значение. Считалось, что орнаментированные талисманы с солярными кругами – символами солнца, луны, неба, которым поклонялись, –
приносят их владельцам благополучие, счастье, здоровье.
Определенную роль в формировании многих мотивов казахского орнамента сыграл запрет ислама на изображение живых существ. И как следствие: происхождение зооморфных мотивов, в основе которых стилизация образов древнего звериного стиля: изображение барана, лошади, верблюда, орла и других. Затем воспроизведение отдельных частей их фигур: головы, рогов, ушей и т.д. Это отражает возникновение орнаментального искусства: рогообразный узор – кошкар муйиз; олений рог – «бугу муйиз», и их вариации: табан – след; голова лошади –
«ат бас» и т.д.
Тесное переплетение многовековых обычаев с современным укладом жизни раздвигает границы воображения художников, позволяя смешивать стили. Вот и гобеленщики используют приемы традиционного казахского ткачества –
сочетание ворсовой и безворсовой техники. Применяют различные фактуры и переплетения, рождающие пластичность поверхности гобелена, в основе которого лежит крепкий рисунок, строгий расчет всех декоративных эффектов и долгое терпеливое воплощение в материале.
При создании больших гобеленов художник делает небольшие предварительные эскизы в цвете, чтобы точно выполнить рисунок в ткачестве, увеличивает его до требуемого размера на ватмане, грунтованном холсте или ткани, получая шаблон. Рисунок на шаблоне раскрашивает или ставит номера с обозначением цвета пряжи, чтобы контуры были хорошо видны, обводит их тушью или темным фломастером. Более толстыми нитями показывают границы цвета, тонкими оттенки цвета. Готовый гобелен можно встретить натянутым на раму, но иногда только на верхнюю реечку.
Основоположником национального гобелена, первым художником-казахом, получившим высшее профессиональное образование по декоративно-прикладному искусству, принято считать К.Тыныбекова (1947-1980), чье индивидуальное творчество раскрылось на основе национальных традиций с философским образно-ассоциативым мышлением.
В Казахстане очень много талантливых гобеленщиков, среди них молодежная группа «Art-Textil», предпочитаюшая создавать в своих войлоках абстрактные миры. Например, Гульшат Джураева, помимо гобеленов, умело и легко сочетая цвет и динамику сюжетов, создает красивые войлочные халаты в современном стиле. Ее коллеги, Айгуль Кырыкбаева и Кульжахан Онгарова, обращаясь к природным мотивам, активно используют декоративно-орнаментальные традиции искусства гобелена. Цвет в их работах живет и движется в виде тончайших нюансов, сочетание которых с почти локальными цветовыми пятнами рождает яркие, запоминающиеся образы. Красивые динамичные композиции гобеленов несут в себе целый образный мир, приглашая зрителя любоваться сотканными картинами.

Бронирование





Имя, телефон, email


Популярные ссылки

Тайланд
Сейшелы
Горящие туры
Бали
Хайнань
Мальдивы

Смотрите так-же



Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.