Время собирать камни...

А. Е. Рогожинский,
кандидат исторических наук

Была осень 1957 года... Подходил к концу полевой сезон, и Семиреченский отряд Южно-Казахстанской археологической экспедиции АН КазССР спешил завершить до наступления дождливой поры свой разведочный маршрут, пролегавший вдоль западных склонов Чу-Илийских гор по землям молодых целинных совхозов. Район этот оставался тогда слабо изученным и сулил новые открытия. Переезжая от ущелья к ущелью на крытом брезентом грузовике, археологи обследовали новую местность, составляли планы древних могильников, проводили раскопки курганов. Основные раскопки развернулись вблизи урочища Каракудук, на месте которого уже строились бараки целинников будущего поселка Карабастау.

Открытие

Отряд был небольшой и, кроме руководителя, А. Г. Максимовой, состоял еще из одного научного сотрудника, художника, фотографа и нескольких сезонных рабочих; среди них – две девушки -
сестры, недавние узницы ГУЛАГа, амнистированные «члены семьи изменника родины». Безработные и обреченные на полуголодное существование, поскольку всякий кадровый работник, завидев их справки, уже не утруждался поиском повода для отказа, они были благодарны Анне Георгиевне, принявшей их на свой страх и риск рабочими-землекопами. Быть может, этой смелой женщине, первому профессиональному археологу Казахстана, вспомнились тогда тяжелые дни, когда она, четырнадцатилетняя школьница, на открытом комсомольском собрании твердо отказалась отречься от арестованного по доносу отца.
…Сентябрьское солнце еще раскаляло днем камни на выгоревших за лето склонах гор, а горячий ветер, поднимая из раскопа вековую пыль, сушил и без того огрубевшую, загорелую и обветренную кожу на лицах людей. Красивая молодая женщина склонилась над тетрадкой, присев у края раскопанной древней могилы, и что-то записывала ровным разборчивым почерком. Назойливый ветер торопился перевернуть недописанную страницу полевого дневника. «Как водится, самые важные и интересные открытия происходят в конце полевого сезона, - размышляла Анна Георгиевна. - Вот и могильник с мрачным названием «Каракудук» обнаружен совсем неожиданно. Этим каменным склепам эпохи бронзы уже более трех тысяч лет, и, пожалуй, их можно считать древнейшими в Семиречье».
Вдруг, оторвавшись от дневника, она заметила, как со стороны близлежащего ущелья быстрым шагом, почти бегом, к раскопу приближается человек с кожаным кофром через плечо и неразлучной «Москвой» на шее. Фотограф в экспедиции -
персона привилегированная; его режим работы не совпадает с распорядком дня других сотрудников. Вот и сегодня, 19 сентября, ожидая полуденного солнца для съемок на раскопе, А. А. Попов забрел в это ущелье, привлекавшее издали лаковым блеском скал; пройдя лишь несколько десятков шагов, он буквально остолбенел при виде множества великолепных рисунков, выбитых на широких каменных полотнах, окружавших узкую долину. Бегло осмотрев их, он спешил теперь сообщить о своем открытии коллегам.
В течение двух последующих дней была забыта распахнутая земля Каракудука: Максимова и Попов знакомились с Тамгалы (Танбалы) - так именовалось местными жителями это живописное ущелье с петроглифами. Переходя от одной картины к другой и методично нумеруя отснятые камни с рисунками, первооткрыватели сделали около двухсот снимков наиболее ценных петроглифов и композиций. А спустя год вышла из печати первая научная публикация Анны Георгиевны Максимовой, посвященная петроглифам Тамгалы. Так почти полвека назад состоялось открытие одного из самых замечательных памятников наскального искусства Казахстана и Центральной Азии.

Тамгалы: три тысячелетия культуры

Сегодня трудно встретить в Казахстане человека, для которого понятие «Тамгалы» было бы менее знакомо, чем «Золотой воин» из Иссыка или, например, средневековое городище Отрар; в эмблеме международного конкурса-фестиваля «Азия-Дауысы» без труда угадывается стилизованное изображение «солнцеголового» божества из Тамгалы. В последнее десятилетие памятник приобрел поистине хрестоматийную известность: хотя и скупо, не без погрешностей, о нем написано в учебниках для школ и университетов, снимаются телефильмы; из года в год увеличивается количество посетителей этого музея под открытым небом, растет число зарубежных туристов. Наконец, в 2004 г. памятник был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО как «Петроглифы в составе археологического ландшафта Тамгалы». Этим знаменательным событием отмечена высокая значимость Тамгалы - первого памятника наскального искусства Центральной Азии, вошедшего в сокровищницу мировой культуры.
В чем же состоит ценность Тамгалы и привлекательность памятника для наших современников?
Почти полувековая история изучения Тамгалы и научный вклад трех поколений исследователей позволяют сегодня найти ответы на многие вопросы. Благодаря исследованиям А. Г. Максимовой, А. Г. Медоева, А. Н. Марьяшева, Б. Ж. Аубекерова и А. Е. Рогожинского, в настоящее время имеется немало археологических, геологических, этнологических и других данных, на основе которых воссоздается история Тамгалы, охватывающая три минувших тысячелетия.
В современной действительности Тамгалы предстает как археологический ландшафт, в котором с большей или меньшей отчетливостью проступают черты многовекового обитания здесь людей, видоизменявших и приспосабливавших те или иные элементы природной среды сообразно своим хозяйственным, общественным, культурным и иным целям.
На сравнительно небольшой территории горного урочища сосредоточено более ста памятников разных видов:
петроглифов, поселений, могильников, культовых сооружений, образующих единый археологический комплекс и датирующихся от бронзового века (середина XIV-XIII вв. до н.э.) до начала XX столетия. Наиболее активно территория Тамгалы использовалась скотоводческими племенами в раннем железном веке (I тыс. до н.э.) и казахскими родами Старшего жуза вплоть до 30-х гг. ХХ в. Большая часть археологических памятников хорошо сохранилась и гармонично предстает в ландшафте в виде руин каменных и земляных сооружений: жилищ, загонов, могильных оград и курганов. Важнейшим и наиболее ценным компонентом археологического ландшафта являются петроглифы. Общее количество наскальных изображений Тамгалы достигает 5000. Они встречаются практически на всей территории урочища, где есть подходящий скальный материал, но лучшие образцы рисунков всех эпох сосредоточены в небольшом живописном каньоне. Здесь на окружающих долину скалах насчитывается около трех тысяч изображений, в том числе – самые древние и уникальные.
Взглянув на археологическую карту Тамгалы, можно заметить, что памятники разных видов: поселения, могильники и петроглифы –
группируются в ландшафте по функциональному принципу. Ядром комплекса во все времена являлся каньон, где находятся пять основных местонахождений петроглифов Тамгалы (I-V группы); остатков жилых и хозяйственных сооружений здесь нет. Вблизи, на предгорной равнине, вокруг одиночной куполообразной сопки сосредоточены древние захоронения крупнейшего некрополя-комплекса:
могильники Тамгалы I и II. Вместе с каньоном, скалы которого украшены петроглифами, эта территория урочища использовалась в древности, вероятно, в культовых целях, и галереи с наскальными рисунками служили фоном проходивших здесь церемоний и ритуалов. Повседневная жизнь людей протекала за пределами этого сакрального участка: все древние поселения расположены на горной периферии урочища, рядом с родниками, в укрытых от ветров долинах. Такая функциональная структура устойчиво сохранялась в Тамгалы на протяжении многих веков в разные исторические эпохи.
Каньон с петроглифами является смысловым центром Тамгалы. Наибольшую ценность представляют наскальные рисунки эпохи бронзы, которые отличаются яркостью, неповторимостью многих образов и играют важную роль в организации пространства древнего святилища. Петроглифы бронзового века (а их здесь около 1000) обнаруживают поразительное сходство в манере изображения и технических приемах нанесения рисунка, отражающих индивидуальную манеру художника. Создается впечатление, что древнейшие гравюры Тамгалы были созданы несколькими мастерами одной «школы». Изображения людей, животных и фантастических персонажей объединяются в сложные композиции и образуют цельный изобразительный ряд, в котором угадывается единое художественное повествование.

Храм под открытым небом

Природные особенности долины: ступенчатые скалы выразительных очертаний, однородный глянцево-черный фон широких каменных «полотен» - осознанно использовались создателями галереи петроглифов бронзового века. Рисунки выбиты далеко не на каждой плоскости, а лишь на тех, которые обращены в сторону долины. Изображения в основном крупных размеров (25-30 см и до 1 м), поэтому их можно видеть издалека. Напротив каждого массива на расстоянии 20-30 м от скал есть места, откуда все древнейшие петроглифы можно увидеть одновременно. В бронзовом веке светлые рисунки ярко выделялись на черном или коричневом фоне скал; лишь со временем они вновь покрывались «пустынным загаром», темнели, и художникам приходилось подновлять их, чтобы усилить яркость.
Создатели святилища смогли учесть и некоторые свойства перспективы: величина рисунков, например, изменяется в зависимости от расстояния до наблюдателя. Поэтому изображения на разных участках скал издали представляются соразмерными. Наиболее впечатляющих эффектов древние художники достигли в построении сложных комбинаций рисунков, когда петроглифы выбивались на соседних плоскостях, но по смыслу составляли единые мотивы и композиции. Так создавались многофигурные картины, объединявшиеся в цельное повествование. В узкой горной долине создаются определенные акустические эффекты, которые, вероятно, тоже учитывались творцами галереи наскальных рисунков. Например, находясь в каньоне, можно переговариваться на расстоянии 100-150 м, почти не напрягая голоса. Словом, трудно отыскать еще место, где бы природа предоставила древним столь идеальные условия для организации языческого святилища – храма под открытым небом.
Создателями древнейших петроглифов Тамгалы были, вероятно, пастушеские племена андроновской культурно-исторической общности, начавшие расселяться в Семиречье в XIV-XIII вв. до н.э. Происхождение этих древних племен остается предметом научных дискуссий, но наиболее вероятна их связь с индоиранцами: скотоводами и земледельцами, искусными металлургами и обладателями быстроконных боевых колесниц. Петроглифы эпохи бронзы Тамгалы в сравнении с другими памятниками Центральной Азии демонстрируют высочайший уровень развития этого вида изобразительного творчества в период его расцвета и широкого распространения на территории региона от Саянских гор и Алтая до Северного Тянь-Шаня и Памира.
Устройство мира

Репертуар древнейших петроглифов Тамгалы отличается обилием редких и уникальных персонажей: солярные божества («солнцеголовые»), наряженные в звериные шкуры чудовища с загнутыми крючковатыми руками («ряженые»), палиценосцы, лучники в волчьих масках, молящиеся (адоранты), воинские танцы с оружием, сцены жертвоприношения животных или людей, эротические сцены, роженицы, колесницы, отпечатки подошвы, «решетки», очкообразные знаки и другие. Наряду с фантастическими антропоморфными персонажами на скалах Тамгалы представлены изображения животных: диких быков, лошадей и куланов, оленей, кабанов и волков. Есть немало отдельных блестяще выполненных изображений, которые можно уверенно отнести к шедеврам наскального искусства: изображения стельной коровы, солярного антропоморфного божества на быке и др.
Выдающуюся мировую ценность представляет скальное панно (4х6 м) с многофигурной композицией, образующее смысловой центр древнего святилища. На нем запечатлен «пантеон» племен эпохи бронзы, поклонявшихся природным стихиям. В определенном порядке здесь расположены семь божественных персонажей, а ниже – десять воинов в боевой пляске, рожающая женщина – покровительница рода, а также люди, вскинувшие в молитве руки. Возможно, именно так древние представляли себе устройство мира: в виде строгой иерархии богов и предков, почитание которых людьми должно было обеспечивать сохранение Мирового порядка.
Высокая культурная значимость Тамгалы в многовековой истории Казахстана состоит в том, что здесь художники эпохи бронзы впервые создали зримый образ божества, придав ему антропоморфный облик. Создавая здесь храм Солнца под открытым небом, человек сумел талантливо соединить свой творческий гений и природное своеобразие окружающего ландшафта.
Феномен петроглифов Тамгалы еще недостаточно изучен, и остается неясным генезис этого исключительного явления. Несмотря на это, на фоне общего развития наскального искусства региона, петроглифы подобны яркой вспышке творческого гения отдельных древних художников и целых коллективов.
Памятник эволюции

Петроглифы Тамгалы дают наглядное представление об изменении в ходе истории эстетических норм и ценностного отношения человека к произведениям наскального искусства, культурного ландшафта и окружающей среды в целом. В панораме наскального искусства всех времен, которую представляет Тамгалы, особенно динамично, емко и контрастно выступает смена ведущих духовных идеалов и общественных символов культуры степных народов Центральной Азии. Богатейший мир ирреальных образов искусства эпохи бронзы, удивительных в своей первобытной наивности и простоте выражения, сменяется сложной зооморфной символикой сакской эсхатологии I тыс. до н.э. Искусство древних тюркских народов сосредоточено на пропаганде нового общественного символа – конного воина, завоевателя народов, триумфально утверждающегося на фоне образов архаичного наскального искусства. В простых по содержанию и бесхитростных в исполнении петроглифах нового времени отражается повседневная реальность традиционного скотоводческого общества в пору его заката. В целом Тамгалы представляет редкий по полноте и репрезентативности памятник эволюции наскального изобразительного творчества на протяжении последних более чем трех тысяч лет.
На фоне этой духовной эволюции, в ходе которой существенно изменялись содержание и формы наскального искусства, культа, незатронутым осталось главное - функциональное назначение Тамгалы как места поклонения и совершения коллективных обрядовых действий со времен эпохи бронзы до рубежа XIX-XX столетий.

Новейшая история Тамгалы

Переломным моментом новейшей истории Тамгалы стали 30-е гг. XX в. В результате насильственной коллективизации и последовавшей откочевки части местного населения район Тамгалы обезлюдел. Только начиная с 1956 г. территория урочища вновь начинает усиленно осваиваться, но уже как земли целинного совхоза. Образование совхозов резко изменило демографическую ситуацию за счет притока переселенцев из Украины и России, а позже – казахов, возвращавшихся из Восточного Туркестана (СУАР, КНР). Эти миграции обусловили «культурную ассимиляцию» немногочисленного коренного населения района, остававшегося в какой-то мере хранителем традиций почитания Тамгалы.
Традиционная функциональная топография Тамгалы оказалась целиком нарушена. Через каньон была проложена автомобильная дорога, по которой вплоть до лета 2001 г. вдоль скал с петроглифами I-V групп регулярно передвигалась тяжелая техника. Вследствие этого не только усилилась дезинтеграция скал с петроглифами, но также сложилась традиция выбивания на придорожных скалах современных автографов, часто поверх древних изображений. На территории древних могильников возникли жилые и хозяйственные постройки, для строительства которых использовались камни с петроглифами.
Между тем почитание Тамгалы как святого места, связанного с захоронением здесь предков, сохраняется среди населения округи до сих пор. Весной и осенью здесь происходят традиционные коллективные празднества, а на ветках колючих кустарников шенгеля возле скал с «солнцеголовыми» привязываются лоскутки ткани, совершаются молитвы и обряды. Среди казахов округи широко бытуют легенды охранительного содержания о небесной каре, постигающей осквернителей сакрального участка вблизи петроглифов. Однако в настоящее время эти ритуальные действия и сакрализация места полностью утратили какую-либо связь с петроглифами, само существование которых для многих местных жителей становится открытием, сделанным благодаря просветительской деятельности СМИ или знакомству с результатами современных научных исследований в Тамгалы.
Комплекс Тамгалы является сегодня единственным в Казахстане музеем под открытым небом, где все памятники сохраняются в своей естественной и исторической среде, а значит, продолжают испытывать сильное воздействие со стороны природы и человека. Сохранение культурного и природного богатства Тамгалы - общая задача нашего государства и современного общества.
Правительством Казахстана, ЮНЕСКО, специалистами разных научных учреждений республики и других стран региона и мира предпринимаются необходимые меры для сохранения Тамгалы и ознакомления с ним широкой общественности. Однако никакие охранительные меры и усилия специалистов не станут эффективными, если они не будут опираться на понимание культурной, исторической ценности Тамгалы, на воспитание бережного отношения к окружающей природе и памятникам, созданным руками наших предков.

Редакция благодарит Республиканский Научно-Исследовательский
и Проектный Институт Памятников Материальной Культуры за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.

Бронирование





Имя, телефон, email


Популярные ссылки

Тайланд
Сейшелы
Горящие туры
Бали
Хайнань
Мальдивы

Смотрите так-же



Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.